на главную страницу
главная/позитивное большинство
 
на главную
контакты
фотогалерея
 
о фонде нан
публикации
издания
Трехтомник «Профилактика зависимостей»
программы фонда
реабилитация
региональные
отделения
архив новостей
 
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Гражданское общество - детям России
Ассоциации содействия деятельности воспитательных колоний ФСИН России
Патриарший Центр духовного развития детей и молодежи
Интернет-портал социальной правозащиты
Интернет-портал социальной правозащиты
Правовая наркология
Трехтомник

ПОЗИТИВНОЕ БОЛЬШИНСТВО

Первичная профилактика

 
Чистая книга
издания по теме

Краткое изложение концепции "Позитивного большинства"
     Ребенок живет в мире сопоставлений, и, прежде всего, сопоставляя себя и окружающий мир, он стремится повысить свою ценность, ценность своего существования по отношению к среде своего обитания. Это главный стимул его жизни. Осознавая это, можно построить эффективную технологию влияния на личный выбор ребенка. Бессмысленно декларировать позитивные ценности, не учитывая способность ребенка усвоить эти ценности. Предлагаемая концепция "Позитивного большинства", построенная на анализе существующих практик первичной профилактики аддиктивного поведения исходит, прежде всего, из этого понимания и направлена не на насильственное и манипулятивное внедрение ценностей общества, а на выявление и осмысление общих для ребенка и общества интересов, основываясь на мобилизации и развитии личных ресурсов ребенка, через подачу информации о позитивных ценностях, которые могут быть услышаны и усвоены ребенком, позитивных ценностях в широком смысле: терпимости, способности выслушивать, сопереживать и чувствовать боль другого человека; и, в конечном итоге, всех иных ценностях, которые обеспечивают социально приемлемый образ жизни.

     Элемент концепции, который мы называем "большинство" - это тот технологический компонент, который обеспечивает усвоение предлагаемых ценностей. "Большинство" - это то, кого ребенок может услышать. Это технология донесения информации. Основной способ самореализации подростка - не быть "белой вороной", т.е. соответствовать ценностям среды, точнее, концентрации этих ценностей, которые он способен воспринять и усвоить. Говоря о "большинстве", мы не имеем ввиду физическое большинство предъявляющих эти ценности, хотя, безусловно, это тоже важный фактор. Это не количественный, а качественный показатель. Мы, прежде всего, говорим о "большинстве" с позиции важности и весомости предъявляемых ценностей в субъективном восприятии ребенка, важности и весомости ценностей, которые, с точки зрения ребенка, могут помочь реализовать его главную задачу - явить себя миру, занять достойное место в соответствии с фактом своего существования в этом мире, потому что любой ребенок абсолютизирует ценность своего существования и ждет адекватной реакции со стороны окружающих, и если этого не происходит, это является его главной трагедией. В своем внутреннем восприятии он пришел в этот мир раз и навсегда, он субъективно вечен. Именно поэтому программы и методы первичной профилактики, основанные на стратегии запугивания, на "идее смерти", не эффективны и, более того, вредны, поскольку дискредитируют в молодежной среде любые попытки общества, или отдельных представителей этого общества, предъявить позитивные ценности. Набор позитивных ценностей, которые мы должны донести до подрастающего поколения, очевиден и понятен - здоровый и трезвый образ жизни и др. Поэтому не стоит уделять чересчур много внимания составлению исчерпывающего списка этих ценностей, не в этом сверхзадача любой программы первичной профилактики. Основная задача - быть услышанным и воспринятым, прежде всего, повторюсь, создавая и используя условия, обеспечивающие мобилизацию и развитие личных ресурсов самого ребенка, и, таким образом влияя на его личный выбор.

     Мы очень мало можем повлиять на исходные приоритеты отдельного ребенка. В исходном состоянии они в основном сопоставимы с уже названной формулой "я хочу явить себя миру". Мы почти не можем изменить перечень составляющих "большинства": это ближайшее окружение, прежде всего родители; это микросоциальная среда; и это ценности молодежной субкультуры. Часть "большинства" является носителем асоциальных тенденций, зачастую это большая часть. В этой ситуации наша главная задача - выявить тот компонент "большинства" в окружении конкретного ребенка, который является носителем позитивных ценностей. Необходимо адресоваться с нашими образовательными усилиями именно к этому компоненту "большинства", научить доносить свои позитивные ценности до ребенка, основываясь и используя приоритеты самого ребенка, исключительно через диалог с ребенком. Научить родителей предъявлять свою любовь ребенку и не терять доверительный, эмоциональный и информационный контакт с ним, прежде всего основываясь на осмыслении и обсуждении собственного жизненного опыта. Научить профессионалов доносить позитивные ценности не запугивая и не занимаясь скрытой рекламой наркотиков путем рассуждения о вреде этих наркотиков и предъявления информации о симптомах наркотизации, а в первую очередь, используя групповые занятия, направленные, подчеркну еще раз - на мобилизацию и развитие ресурсов самого ребенка, на повышение толерантности и гармонизацию отношений с самим собой и окружающим миром, активно используя для этого авторитет сверстников. И, наконец, используя социо-психологические технологии влияния на групповое сознание, внедрять идеи здорового образа жизни в массовое общественное сознание используя закономерности формирования этого группового сознания.

     На основании вышеизложенного, Концепцию "Позитивного большинства" можно условно разделить на три компонента-вопроса:

  • что может являться "большинством" для ребенка?
  • что нужно сделать, чтобы это "большинство" было позитивной эталонной группой или отдельным человеком ("позитивным взрослым")?
  • что делать, когда это "большинство" является позитивной эталонной группой или отдельным человеком ("позитивным взрослым")?

     Я сознательно избегаю широко используемого в настоящее время понятия референтной группы, осознавая, что последняя может быть как позитивной эталонной группой, так и негативной эталонной группой, т.е. группой, чьи ценности отторгаются сознанием ребенка, и в данном случае неважно, являются ли эти ценности позитивными или негативными с точки зрения общества. Негативная эталонная группа - это группа, с которой ребенок себя сопоставляет, но не идентифицирует.

     Как уже было отмечено, "большинством" для ребенка в первую очередь являются его родители. Но они становятся "позитивным большинством" только в том случае, если поддерживают эмоциональный контакт с ребенком, дают возможность ребенку излагать свои ежедневные проблемы и получать адекватную обратную связь от них не в виде демагогических наставлений, а, прежде всего, доступно излагая уроки, которые извлекли сами из своей собственной жизни. Искренность и доверительность определяют эмоциональную насыщенность такого общения. Модные и широко используемые в настоящее время рекомендации "усиленно контролировать ребенка", а еще хуже - с помощью специальных, активно рекламируемых фармацевтическими компаниями, тест-систем "контролировать наличие наркотиков в моче у ребенка" взамен доверительного общения, приводят к полному эмоциональному разрыву и дальнейшей неспособности родителей влиять на поведение ребенка. Еще раз хочу подчеркнуть, эмоциональный контакт с ребенком - это главный инструмент семейной профилактики аддиктивного поведения ребенка. Если такой эмоциональный контакт будет сохранен, родителям совершенно необязательно заниматься ежевечерними осмотрами, так как первое, что меняется при начале употребления химических веществ, это эмоциональная сфера ребенка, и в случае негативного развития событий, родители неизбежно это почувствуют на эмоциональном уровне. Чем меньше влияние на ребенка родителей, тем больше на него влияние ценностей микросоциума и молодежной субкультуры в целом. Поэтому в профессиональном плане необходимо разрабатывать как технологии обучения родителей влиянию на личный выбор своего ребенка, прежде всего путем предъявления своей любви ему, так и технологии влияния на тенденции в молодежной субкультуре (примером такой технологии может служить технология "Чистая книга"). Использование различных методов психотерапии и психокоррекции, реализуемых, прежде всего, в игровой форме, при работе с малыми детскими и молодежными группами, очевидно также можно рассматривать как способ предъявления позитивных ценностей, а игровую группу, включая психотерапевта, как "большинство".

     Я уже говорил об опасности непрофессиональной и неумелой декларации позитивных ценностей, которая, в конечном итоге, может привести к дискредитации самих этих ценностей, и даже создать благоприятную почву для культивирования анти-ценностей. Мы должны ясно осознавать, что в мире идет борьба за умы и сознание молодежи, за влияние на молодежную субкультуру, идет борьба между различными референтными группами, каждая из которых предъявляет те ценности, которые исповедует. Ярким примером этой борьбы, которую мы наблюдали в последний период времени, было внедрение референтной группой (ее можно условно определить как "пивное лобби") ценностей употребления пива как способа мышления и поведения молодого человека, внедрение в молодежную субкультуру "пивного поведения" как способа самореализации и достижения успеха. И надо признать, что это было сделано очень профессионально, и в чем-то мы должны взять пример с этой, очевидно разрушающей генофонд нашей нации, кампании. Это пища для ума и повод проанализировать, что и как мы делаем.

     В заключение хочу подчеркнуть, поддержание диалога с нашими собственными детьми нужно, прежде всего, нам самим, это наш шанс и возможность позитивно эволюционировать, и на основе этого процесса обеспечить позитивную эволюцию общества в целом.

Президент Фонда НАН
Зыков О.В.

 
позитивное большинство
чистая книга
реабилитационное пространство
ювенальная юстиция
«Оценка рисков и возможностей» (ОРВ)
лечебная субкультура
Концепция реформы наркологии
 
служба региональных связей
центральный ФО
северо-западный ФО
южный и северо-кавказский ФО
приволжский ФО
уральский ФО
сибирский ФО
дальневосточный ФО
 
Сергей Доренко.
РУССКИЙ САДИЗМ.(видео)
 
Сергей Доренко.
СЧАСЛИВОЕ ДЕТСТВО.(видео)
 
Сергей Доренко.
ПЕДОПЕДЕРАСТЫ ОКРУЖАЮТ.(видео)
 
Постановление Пленума Верховного Суда РФ №1
от 1 февраля 2011г.
(формат pdf)
 
Указ Президента РФ №761
от 1 июня 2012г.
(формат pdf)
 
Распоряжение Правительства РФ № 1916-р
от 15 октября 2012 г.
(формат doc)
 
Постановление Президиума Совета судей РФ №427
от 1 декабря 2014 г.
(формат doc)


   
Copyright © 2004 tIrA Design Group
Все права защищены.