на главную страницу
главная/публикации
 
на главную
 
о фонде нан
публикации
издания
Трехтомник «Профилактика зависимостей»
программы фонда
реабилитация
региональные
отделения
архив новостей
 
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Гражданское общество - детям России
Ассоциации содействия деятельности воспитательных колоний ФСИН России
Патриарший Центр духовного развития детей и молодежи
Интернет-портал социальной правозащиты
Интернет-портал социальной правозащиты
Правовая наркология
Трехтомник

ПУБЛИКАЦИИ

07-03-2007
Новое Русское Слово №08(33531)

«Если у человека внутри нет нравственного иммунитета, его защитить какое-то там чертово государство не может»
Автор: Светлана Скарлош, специально для НРС (Москва)

«Лет восемь назад мы проводили пресс-конференцию, и я сказал: у нас будет эпидемия игромании, – вспоминает Олег Зыков, нарколог, член Общественной палаты РФ. – Тогда никто ничего не понял. У нас тут нация от наркотиков гибнет, а они про какие-то игры. Кто-то хихикал, возмущался – мол, что теперь лишать всех людей удовольствия? Ты с ума сошел, Зыков? Нет, конечно, не лишать удовольствия. Но если мы тогда уже начали агрессивно провоцировать молодежную среду на игровое поведение, несложно было прогнозировать нынешнюю эпидемию игромании».

Выиграть тысячу рублей. Проиграть двадцать тысяч. Вместо работы ходить к «одноруким бандитам», доставая любыми путями деньги, чтобы отыграться по новой. Потерять жену, квартиру и человеческий облик. Отчаявшись, спиться и прыгнуть с моста. О том, как бороться с игровой зависимостью, НРС беседует с Олегом Зыковым, кандидатом медицинских наук, президентом фонда «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН), членом Общественной палаты РФ.

— Что может сделать сейчас государство для того, чтобы снизить риск заболеваемости азартными играми среди населения?

— Государство — это кто? Фамилию назовите! Государство — это тупой механизм, он не может ни о чем заботиться. Не бывает государства, которое хочет заботиться. Его в принципе быть не может.

Первичен человек и его выбор. Если у человека внутри нет нравственного иммунитета, его защитить какое-то там чертово государство не может. Государство выступает только в качестве репрессивного механизма. Это не более чем тупая машина.

— Но сократить количество игровых автоматов, сделать их менее доступными — это же в силах государства?

— Конечно, провоцировать людей на игру не нужно — автоматы повсеместно, это все равно что марихуану на каждом углу продавать и бороться при этом с наркоманией. Но одним только запретом эту проблему не решить. Любые формы зависимости — это всегда семейные болезни, и причину искать нужно в семье, а не в наличии автоматов.

— Игроками становятся часто люди из вполне благополучных семей.

— Благополучных материально? Может быть. Но давайте посмотрим, какого именно типа люди становятся зависимыми. Первична некая социодуховная слабость личности, когда с помощью социально приемлемых форм поведения человек не может адаптироваться к окружающему миру. Тогда он использует иной способ адаптации. Алкоголь, наркотики, игровые автоматы — это адаптагены. Все начинается с духовных и социальных проблем человека, а биология включается потом.

— Биология — в том смысле, что человек может быть генетически предрасположен к разного рода зависимостям?

— Очень незначительный процент зависимых людей становятся такими благодаря генетике. В основном виноват социум. Но биология потом включается. При наличии психосоциальной слабости мода подбрасывает человеку способ адаптироваться к окружающим проблемам. Напился — забылся. То же самое с игроманией. А в подоплеке лежит определенный биологический механизм. Мы все имеем внутренний механизм биологического получения удовольствия. Эндорфины, энкифалины — разные нейромедиаторы. Биологический механизм получения удовольствия. Эти нейромедиаторы могут вырабатываться за счет того, что ты бегаешь по стадиону или читаешь сонеты. А можно напиться — это проще, чем читать Овидия. Почему же одни читают сонеты, а другие пьют и играют? Это проблема того самого внутреннего иммунитета.

— А если развернуть кампанию социальной рекламы, чтобы сделать автоматы непопулярными? Ведь проводят же во всех странах антитабачные кампании?

— И что, все бросают курить? Безусловно, как элемент в общем комплексе борьбы с игроманией социальная реклама должна присутствовать. Это способ, который позволяет обществу влиять на моду. Ведь моду на какие-то виды разрушительного поведения подбрасывает микросоциум. Если мои друзья получают удовольствие, сидя в игровом зале, то и я туда пойду. Я же не сам это придумал, мне показали, что так поступать круто. Но в социальной рекламе не должно быть перегибов — каких-то страшных картин. Потому что страх не креативен и не действует на подростка.

— На ваш взгляд, самый эффективный способ борьбы с игроманией?

— Работа с семьей. Должны быть созданы социальные службы, чтобы каждая семья в трудной ситуации могла получить помощь. Ведь если в семье папаша пьет и дает в морду маме, то сын, скорее всего, будет пить и давать в морду своей собственной жене. А если папаша еще и ребенка бил и ребенку плохо жилось на свете, то он будет искать альтернативу семейным отношениям. На улице. А улица предложит свои сюжеты — от иглы до игрового автомата.

— Но среди игроков очень много обеспеченных людей, родители которых хорошо воспитаны и не проявляли никакого насилия к детям.

— Насилие бывает не только физическим. В ста случаях из ста человек с разрушительной зависимостью подвергался насилию в семье. Психологическому. Если родители игнорируют ребенка — это тоже насилие. Он нуждается в общении, строит границы своей личности, ищет ответы на жизненно важные вопросы, а его не слышат, оставляют наедине со своими проблемами — насильно оставляют. Другой вариант — гиперопека. Когда ребенку не дают нормально развиваться родители своим чрезмерным вниманием.

— Если человек уже заболел, но лечиться не хочет?

— Его нельзя вылечить насильно. Лечение происходит в поиске социальных альтернатив зависимости, а это всегда сопряжено с духовным ростом. Поэтому закрыть наркомана или игромана в клинике или тюрьме для «перевоспитания» — глупость.

— А закрыть, чтобы изолировать его от здоровой части общества?

— Тоже глупость. Считается, что азартные игры, как и наркомания с алкоголизмом, — заразны. Это что, вши или чесотка? Даже чтобы вши передались, нужно, чтобы человек какое-то время не мылся. И тут так же — нужно, чтобы человек нравственно не мылся. Но это ведь связано с его поведением, это он нравственно не мылся. Главная проблема не в распространенности заболевания, а в отсутствии иммунитета. Как правило, виновата семья. Наивно полагать, что с помощью запретительных государственных действий или социальной рекламы можно поменять отношения в семье.

nrs.ru

<< назад
 
позитивное большинство
чистая книга
реабилитационное пространство
ювенальная юстиция
«Оценка рисков и возможностей» (ОРВ)
лечебная субкультура
Концепция реформы наркологии
 
служба региональных связей
центральный ФО
северо-западный ФО
южный и северо-кавказский ФО
приволжский ФО
уральский ФО
сибирский ФО
дальневосточный ФО
 
Сергей Доренко.
РУССКИЙ САДИЗМ.(видео)
 
Сергей Доренко.
СЧАСЛИВОЕ ДЕТСТВО.(видео)
 
Сергей Доренко.
ПЕДОПЕДЕРАСТЫ ОКРУЖАЮТ.(видео)
 
Постановление Пленума Верховного Суда РФ №1
от 1 февраля 2011г.
(формат pdf)
 
Указ Президента РФ №761
от 1 июня 2012г.
(формат pdf)
 
Распоряжение Правительства РФ № 1916-р
от 15 октября 2012 г.
(формат doc)
 
Постановление Президиума Совета судей РФ №427
от 1 декабря 2014 г.
(формат doc)


   
Copyright © 2004 tIrA Design Group
Все права защищены.