02-04-2007 Преодоление демографических проблем и защита прав ребенка При реализации приоритетов демографической политики особое место занимают задачи обеспечения качества жизни общества. При этом важнейшая задача – создание и обеспечение действия социальных механизмов полноценного развития личности. В этом направлении в России уже реализуются пилотные проекты, позволяющие отработать различные инновационные подходы. Полученные результаты позволяют оценивать их эффективность уже сейчас. Для решения проблем демографии необходимо понимать, что существует, по крайней мере, три источника демографических ресурсов. Это источники внутренние, внешние и создаваемые. В настоящее время в России при решении проблем демографии предполагается воздействие лишь на ресурсы создаваемые и внешние – то есть, соответственно, использование «материнского капитала» и привлечение мигрантов, прежде всего, из-за рубежа. С точки зрения качества социального проектирования, действия властных органов по повышению рождаемости и привлечению иммигрантов можно охарактеризовать как не очень хорошо спланированные и недостаточно осмысленные. Так, технология «материнского капитала», в соответствии со своим названием, обращена не к ребенку как источнику человеческого капитала страны в будущем, а к матери, которая, хотя и нуждается в побуждении к рождению новой жизни, но, скорее, не только в виде денежных инструментов. Более значимым следует признать содействие общества по сохранению, укреплению и развитию семьи как базового общественного института. В противном случае весьма велика вероятность однократного и краткосрочного демографического всплеска в асоциальной среде, что приведет в перспективе к новому витку социального сиротства и преступности среди несовершеннолетних (такой печальный опыт имеется у Соединенных Штатов Америки). Приглашение в страну иммигрантов также не очень проработано. Для массового притока новых граждан в Россию нет и пока не создается должных условий. Не готовы к приему ни территории, ни сами граждане. Это характеризуется не только отсутствием подготовленной инфраструктуры в системе занятости, но и дефицитом целенаправленной деятельности: • с приезжающими – по специфике местных традиций и нравов, по усвоению истории и культуры местности, в которую они заселяются. Приезжающие граждане, как правило, обладают опытом инокультурной соседской, досуговой и трудовой коммуникации. Поэтому в социокультурной сфере необходимы дополнительные усилия по их органичной ассимиляции в новой среде; • с «исконно» проживающими – о правилах гостеприимства и толерантного отношения к новоприбывшим, помощи им как можно быстрее почувствовать себя дома. Несмотря на нежелательность поездок «в Тулу со своим самоваром», вновь прибывающие неизбежно привозят с собою те обычаи и порядки, к существованию которых они привыкли. Знакомство с этими обычаями для живущих оседло более продолжительное время небесполезно, прежде всего, для того, чтобы понимать, почему складываются (или не складываются) отношения с приезжими и как лучше содействовать выстраиванию нормальных отношений совместными усилиями; • с правоохранительными органами о значимости правовой помощи и тем и другим, прежде всего, при возникновении конфликтных ситуаций, о технологиях разрешения конфликтов. Это – одна из ключевых позиций, поскольку зачастую именно неготовность представителей правоохранительных органов к конструктивному взаимодействию с иммигрантами и неспособность выступить в качестве разумного посредника в конфликтных ситуациях приводит к вспышкам противоправных действий. Готовность не к подавлению возмущений, а к глубоко профилактической, разъяснительной работе позволит предотвратить множество потенциальных угроз социальному миру и стабильности в местностях, куда намечен переезд новых жителей. Не останавливаясь подробнее на обозначенных выше темах, рассмотрим детально задачу сохранения ресурсов внутренних, сбережения уже рожденных детей. От «качества» данного ресурса столь же серьезно, как и от других факторов, зависит будущее России. Человеческий потенциал формируется в основном именно в раннем возрасте, в детстве и в юности. Несчастный ребенок имеет значительно меньше шансов стать счастливым взрослым, чем тот, который воспитывается в любви, внимании и уважении. Наиболее благоприятной атмосферой для выживания, защиты прав и развития ребенка является его родная, биологическая семья. Вместе с тем, нередки случаи, когда именно в семье происходят события, прямо и жестоко нарушающие права ребенка – это может быть насилие физическое, психологическое, духовноинтеллектуальное.Наши дети практически не информированы о своих правах. Интуитивно чувствуя свое бессилие перед взрослыми дома, или перед сверстниками и учителями – в школе, ребенок убегает из семьи либо перестает посещать школу, оказываясь на улице. Улица же вряд ли может способствовать его нормальному становлению, развитию и социализации. Таким образом, необходимо сформировать и постоянно усовершенствовать систему действий всех институтов общества и граждан, направленную на: • обретение ребенком семьи или сообщества, возможно более близкого к семейной форме воспитания; • своевременное оказание помощи семьям, испытывающим те или иные трудности; • оказание помощи ребенку, оказавшемуся в конфликте с окружающими его институтами или с законом. Названные задачи способна успешно решать система ювенальной юстиции, в широком понимании данного термина – как система правовых и социальных действий, реализуемых в отношении ребенка для защиты и обеспечения его прав. Правовым стержнем системы, ее основой является специализированный, ювенальный суд. Начиная с 2000 года в Ростовской области (в Таганроге и в г. Шахты) успешно реализуется правовой эксперимент по возрождению данного института, существовавшего со времен дореволюционной России с 1910 по 1918 годы. Следует отметить, что успех данного опыта характеризуется, прежде всего, резким снижением показателей повторных преступлений среди несовершеннолетних, единожды попавших в сферу уголовного правосудия (примерно с 20% в 2000 году до 4,5% в 2005 году). Подросток, впервые столкнувшийся с законом, зачастую не понимает смысла условного наказания. После такого приговора он, как правило, чувствуя свою «безнаказанность», достаточно быстро совершает повторное преступление – и оказывается в воспитательной колонии. Более вдумчивый и внимательный подход к проблемам, толкнувшим ребенка на противоправное поведение, помогает ему избежать повторения ошибки. Пилотные процедуры, осуществлявшиеся в Ростовской области (а с недавнего времени и в Иркутской области, в Ангарске), продемонстрировали возможность применения альтернативных форм ответственности, допускаемых Уголовным кодексом России, не предусматривающих лишения свободы, а также так называемых процедур медиации (примирения правонарушителя с потерпевшим). Данные процедуры, хотя и предусмотрены в Уголовном и в Уголовно-процессуальном кодексах, однако применяются крайне редко. Отсутствие навыков практического осуществления названных процедур приводит к неработоспособности соответствующих правовых норм. Ни тот, ни другой исход не приводит к разрешению конфликта, загоняя его эмоционально-душевную составляющую вглубь. Для разрешения конфликта одной специализации судей недостаточно. Необходимо деятельное участие со стороны общественных и государственных социальных институтов, а также социальное насыщение в целом всей работы с ребенком и его семьей. Такое участие важно, начиная с ранней реабилитирующей интервенции сотрудников социальных служб в проблемную семью и заканчивая программами социализирующего сопровождения несовершеннолетнего, вступившего в конфликт с законом. Отработкой инновационных подходов, связанных с различными аспектами работы с несовершеннолетними в конфликте с законом, занимается Фонд «Нет алкоголизму и наркомании» – в рамках масштабного трехлетнего проекта «Усовершенствование работы с молодежью группы риска», проходящего в пяти регионах России: в Москве, в Ростовской и Брянской областях, Ставропольском крае и Республике Чувашия – и поддержанного Департаментом международного развития Канады (CIDA). Многие из подобных проектов, к сожалению, так и не стали частью государственной социальной политики. Финансирование и иное ресурсное обеспечение, которое удавалось аккумулировать данному общественному объединению для апробации инновационных идей и новых для России социальных технологий, позволяло получить ощутимый и даже измеримый социальный эффект 1). Но не было по достоинству оценено властными структурами и не получило впоследствии бюджетного финансирования. Помимо опыта реализации пилотных проектов, необходимо сказать и о законотворческой деятельности, необходимой для внедрения в России ювенальной юстиции. Законопроекты, касающиеся внедрения ювенальной юстиции, разрабатывались, начиная с 1998 года, затрагивая Закон «О судебной системе Российской Федерации» и предусматривая принятие Законов «О ювенальных судах в Российской Федерации» и «Об основах системы ювенальной юстиции», а также дополнений в ряд других законов РФ. В настоящее время комплекс разработанных законопроектов включает уже около 10 документов, в том числе изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы России. Необходимо констатировать, что сегодня для создания системы ювенальной юстиции в России необходима политическая воля власти, деятельное подтверждение готовности заниматься сохранением и защитой наших детей – того стратегического ресурса, который уже есть в России. Помня о том, что в международном праве в отношении ребенка предусматривается реализация четырех основных задач: обеспечение выживания, защиты прав, развития и участия, хотелось бы несколько слов сказать о других направлениях, которые имеют непосредственное отношение к некоторым из приоритетных национальных проектов (ПНП). Например, обеспечение выживания – это сфера усилий и действий в рамках проекта «Здоровье». Однако не следует забывать, что важна не только поставка оборудования или механическое повышение размеров оплаты труда. Бессмысленно, если врачи будут отчитываться перед нами объемом оказываемых услуг. Крайне важна прямая зависимость оплаты труда от возможно более объективных показателей здоровья населения, таких как детская заболеваемость и смертность, уровень здоровья детей, социального благополучия семей с детьми и так далее. Задача развития, несомненно, должна стать частью национального проекта «Образование». Впрочем, и здесь малоэффективным представляется подход, при котором происходит просто снабжение новым оборудованием учреждения образования без должного обучения работе на нем, или поднимается оплата труда учителей – без обогащения их деятельности новыми, более современными методами работы. Желательно создать некие экономико-профессиональные стимулы, которые побуждали бы желающих получить более высокую зарплату повышать качество преподавания в соответствии с современными подходами. Скажем, столь актуальный сегодня программно-целевой подход важен как для всех ПНП в целом, так и для внедрения в практику управления образованием, и для развития навыков проектного мышления у учителей, и для формирования основ проектной культуры у учащихся. В завершение необходимо сказать о таком неотъемлемом элементе реализуемых приоритетных национальных проектов, как внедрение инноваций в социальную и правовую практику. Многое в нынешних ПНП может обрести смысл и целесообразность, если ранее названный программно-целевой подход станет основой и базовым инструментом их реализации. Для этого необходимо предусмотреть по меньшей мере следующий набор обязательных, системообразующих, то есть применимых в любом из национальных проектов, элементов: • формирование пилотных, экспериментальных площадок для апробации новых подходов и методов в решении проблем, признанных приоритетными. Поддержка экспериментов, приносящих ощутимые или измеряемые положительные результаты, из средств, выделяемых на национальные проекты, позволит обеспечить поступательное развитие проектов; • создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, задействованных в реализации ПНП. Острый дефицит социально-проектной культуры и кадров, органично использующих элементы такой культуры в своей повседневной работе, не позволяет обеспечить устойчивость положительных изменений; • полноценное и комплексное нормативно-правовое оформление внедряемых инноваций; • информационно-просветительское сопровождение, предусматривающее не столько пропаганду самих национальных проектов, сколько полномасштабное информирование граждан, в том числе – о возможностях их собственного участия в формировании и реализации ПНП, создание условий для многостороннего информационного обмена и широкого просвещения граждан; • проведение непрерывного мониторинга и периодической оценки (включая независимую оценку силами научного сообщества и институтов гражданского общества) эффективности ПНП, в процессе и на различных этапах их реализации; • организация и осуществление комплексных наблюдений и исследований процессов, протекающих в рамках реализации ПНП. Без такого системного подхода любые стратегии рискуют стать прожектами, имеющими, скорее, сиюминутный политический резонанс, нежели долгосрочную эффективность. ______________________________________________________________________________________ 1) Н. Хананашвили, И. Баушева, О. Зыков. Лечение вместо наказания. План практических действий для создания территориальной модели. // Вопросы ювенальной юстиции, Выпуск №2. М: Фонд НАН, 2001. — с. 46—52.
|